В нашем учреждении созданы условия для детей с ОВЗ (работает Психолого - педагогический консилиум ППК, реализуются индивидуальные образовательные маршруты, коррекционная часть основной общеобразовательной программы). При организации данной работы практикуется система сетевого взаимодействия: специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, врач педиатр, старшая медсестра). Инклюзивное образование в ДОУ осуществляется по модели полной инклюзии, предполагающей образование детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно с воспитанниками, не имеющими таких ограничений, в одной группе оздоровительной направленности с организацией специализированной коррекционной помощи на основе сетевого взаимодействия. В ДОУ функционируют логопедический пункт, деятельность которого регламентируется локальным нормативным актом - Положением о логопедическом пункте МАДОУ №7.
Доступная среда для детей-инвалидов частично соответствует требованиям Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 9.11.15 № 1309
Специальные технических средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении есть интерактивная песочница, в каждой группе и у всех воспитателей ноутбуки, интерактивные панели, у специалистов – компьютеры, проекторы
Сайт учреждения адаптирована версией для слабовидящих.
Крайние ступени лестниц желтого цвета.
Проведено инструктирования сотрудников для работы с инвалидами.
В учреждение есть работники, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг
При входе в учреждение имеется вывеска с названием организации, графиком работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии со специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития. При необходимости, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья в конце учебного года направляются на психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы получить рекомендации специалистов о дальнейших формах воспитания и обучения.
В дошкольном учреждении имеются:
· методический кабине, оборудованный интерактивной доской и компьютерами;
· кабинет педагога-психолога с интерактивной песочницей;
· кабинет музыкального руководителя.
· кабинет учителя-логопеда с интерактивной доской и компьютером
Особое внимание в ДОУ уделяется охране жизни и обеспечению безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников. В детском саду обеспечение безопасности участников образовательного процесса определяется несколькими направлениями:
· обеспечение охраны труда работников дошкольного учреждения;
· обеспечение охраны жизни и здоровья детей, посещающих детский сад (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма);
· предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
Функционирует лицензированный медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета, процедурной и изолятора. Медицинский блок размещен на первом этаже в непосредственной близости от входа в здание. Медицинский кабинет имеет самостоятельный вход из коридора и размещается смежно с изолятором. Также в нашем дошкольном учреждении введен в эксплуатацию физиотерапевтический кабинет с полным набором медицинского оборудования, новая современная аппаратура для проведения комплексного лечения детей с разными соматическими и пульмонологическими заболеваниями.
Физиотерапевтический кабинет на 2 отдельных помещения: фотарий, ингаляторий, для высокочастотной терапии, для лечения постоянным и импульсным электрическим током и лазерной терапии, кабинет аэрофитотерапии (ароматерапии), галотерапии.
Кабинет галотерапии оборудован специальным аппаратом «АСА-01,3» для групповой ингаляции дозированными концентрациями паров соли. В кабинете есть также музыкальный центр с набором кассет успокаивающей и расслабляющей мелодий.
Кабинет для приема кислородного коктейля оборудован специальным аппаратом 7 F-3L «Армед». В нашем учреждении дети принимают кислородный коктейль за 1-1,5 до приема пищи. Он медленно выпивается из одноразовых пластиковых стаканов (для того, чтобы не происходило быстрого оседания кислородной пены) в течение 3-5 минут.
В нашем детском саду регулярно проводятся физкультурные занятия по развитию двигательной активности дошкольников (в помещении и на воздухе), утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, индивидуальные физические упражнения и подвижные игры, оздоровительные занятия, оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности: гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; физкультминутки.
Один раз в месяц проводятся физкультурные досуги с участием родителей; праздники здоровья, спортивные праздники, дыхательные упражнения, плавание в «сухом» бассейне, динамические упражнения.
Регулярно проводится санитарно-просветительская работа с детьми с целью формирования у воспитанников представлений о роли здоровья в жизни человека, потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления своего здоровья: беседы с детьми о здоровье и здоровом образе жизни.
С целью повышения компетентности сотрудников МАДОУ в плане оздоровительной деятельности, также ведётся санитарно-просветительская работа с сотрудниками детского сада: инструктажи с воспитателями на тему «Проведение закаливающих и оздоровительных мероприятий в условиях детского сада».
Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку позволило нам разработать модель оздоровления детей в МАДОУ, представляющую фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения. Применяем работу на тренажерах с детьми 5-7 лет. Это позволяет детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению групп мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног.
В процессе работы на тренажерах развиваются такие физические качества, как сила, быстрота движений, ловкость, гибкость и общая выносливость. Кроме того, занятия с тренажерами активизируют познавательную деятельность детей, формируют нравственно-волевые качества (выдержка, настойчивость, дисциплинированность, решительность, смелость), развивают эмоциональность, любознательность и воображение, учат бережно обращаться с тренажерами, а также управлять своим поведением и способами общения со сверстниками.
В МАДОУ разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы для лиц с ОВЗ:
Направления работы | Содержание |
Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами | 1. Осмотр детей специалистами детской поликлиники; 2. Регулярный осмотр детей медицинским персоналом МАДОУ; 3. Диагностика речевого развития логопедом; 4. Выявление нарушений двигательной активности детей; 5. Диагностирование общей физподготовленности детей в начале и в конце учебного года по нормативам. |
Рациональная организация двигательной деятельности детей | 1. Преобладание циклических упражнений; 2. Ежедневные циклы физкультурных занятий: традиционные, тренировочные, соревновательные, самостоятельные, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения, занятия с использованием мини-тренажеров, массажеров; 3. Гимнастика после сна; 4. Ежедневный режим прогулок; 5. Обеспечение двигательной активности детей атребутами и пособиями; 6. Создание необходимой развивающей среды; 7. Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня; 8. Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности; 9. Музыкальные занятия, занятия по формированию здорового образа жизни, валеологической культуры. |
Система эффективного закаливания по ступеням, с учетом индивидуальных особенностей детей | 1.Босохождение; 2. Обширное умывание; 3. Ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия)4 4. Полоскание рта водой комнатной температуры с бульканьем; 5. Воздушные ванны в облегченной одежде; 6. Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года. |
Использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей | 1.Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ; 2.Дыхательная и звуковая гимнатика по А.Стрельниковой; 3. Психогимнастика по методике М.Чистяковой; 4. Хождение по дорожкам здоровья; 5. Использование различных массажеров и тренажеров; 6. Вибрационно-вокальные упражнения М.Лазарева; 7. Лечебные игры А.Галанова; 8. Игровой массаж Л.Уманской и К.Динейки. |
Осуществление оздоровительно-профилактической работы | 1.Массаж; 2. Постоянный контроль осанки; 3. Контроль за нагрузками для переболевших детей; 4. Контроль дыхания на занятиях по физвоспитанию; 5. Диетпитание; 6. Употребление соков и фруктов; 7. Прием поливитаминов; 8. Кварцевание групп; 9. Фитотерапия; 10. Ароматерапия; 11. Галотерапия; 12.Вакцинация гриппа; 13. Потребление фитонцидов (чеснока и лука); 14. Физиотерапия; 15.Подбор мебели в соответствии с ростовыми показателями. |
Комплекс психогигиенических мероприятий | 1.Элементы аутотренинга и релаксации; 2.Элементы музыкотерапии (музыка сопровождает все режимные моменты – подобрана в соответствии с режимными моментами); 3.Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ. |
Коррекционная работа | 1.Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчет физических нагрузок); 2. Коррекционная работа с детьми, имеющих склонность к формированию нарушений осанки; 3. Коррекционная работа с детьми, имеющих плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой; 4. Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений; 5. Коррекция психоэмоциональной сферы; 6. Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая руководителем физвоспитания; 7. Индивидуальная работа в группе и на прогулке воспитателями групп. |
Консультативно-информационная работа | 1.Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников; 2. Открытые просмотры и показы занятий с использованием оздоровительных технологий; 3.Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе по мероприятиям годового плана; 4. Оформление наглядной агитации. |
Комплекс мер по осуществлению оздоровительной работы лиц с ОВЗ включает организацию санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов, лечебно-профилактической работы, полноценного и сбалансированного питания. В течение всего года осуществлялся медико-педагогический контроль за санитарным состоянием всех помещений, соответствием оборудования возрастным нормам, наличием необходимых моющих и чистящих средств, осуществлением санитарной обработки игрушек и детского игрового инвентаря.
Применяются инновационные технологии в деятельности по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни детей с ОВЗ
Работу по оздоровлению детей мы проводим по нескольким направлениям:
Профилактическое:
Обеспечение благоприятного течения адаптации (под контролем медиков, педагога-психолога и воспитателя);
Выполнение сангигиенического режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду);
Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомассаж, использование «дорожки здоровья» с различным покрытием для укрепления свода стопы, закаливание носоглотки, введение ароматерапии и т. д.).
Организационное: Организация здоровьесберегающей среды в МАДОУ;
Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики;
Применение нетрадиционных форм и методов в оздоровительной работе с дошкольниками (дыхательная гимнастика, психогимнастика, пальчиковый игротренинг);
Организацию двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника;
Обеспечение психологического комфорта.
Кроме этого, разработан алгоритм проведения гимнастики после дневного сна, который включает в себя:
общеразвивающие упражнения лёжа и сидя на кровати;
элементы оздоровительного самомассажа;
закаливающие процедуры (ходьба босиком по «дорожкам здоровья» с различным покрытием и наполнителем);
В период летней оздоровительной компании дети принимают солнечные, воздушные ванны.
Введение нетрадиционных форм оздоровления во все занятия позволяют вовремя снимать мышечное напряжение, увеличить плотность занятий и работоспособность дошкольников, что способствует не только повышению заинтересованности детей, но и развитию у них познавательных способностей.
Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов объекта
N п/п | Основные показатели доступности для инвалидов объекта | Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов объекта |
1 | выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов | Выделена, оборудована |
2 | сменные кресла-коляски | Не имеются |
3 | адаптированные лифты | Не требуются |
4 | поручни | Не имеются |
5 | пандусы | Не имеются |
6 | подъемные платформы (аппарели) | Не имеются |
7 | раздвижные двери | Не имеются |
8 | доступные входные группы | Не соответствуют требованиям |
9 | доступные санитарно-гигиенические помещения | Не соответствуют нормам |
10 | достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок | Ширина дверных проемов не соответствует нормам |
11 | надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения | Таблица со шрифтом Брайля |
12 | дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации - звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации - знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне | Название ДОУ выполнено рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне |
13 | дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой информации зрительной информацией | Не имеются |
14 | иные | Не имеются |
Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении в обеспечении условий доступности для инвалидов предоставляемых услуг
N п/п | Основные показатели доступности для инвалидов предоставляемой услуги | Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов предоставляемой услуги |
1 | наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне | Имеется |
2 | обеспечение инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий | Сайт учреждения имеется, адаптирована версия для слабовидящих есть |
3 | проведение инструктирования или обучения сотрудников, предоставляющих услуги населению, для работы с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг | Проведено |
4 | наличие работников организаций, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг | Имеется |
5 | предоставление услуги с сопровождением инвалида по территории объекта работником организации | Предоставляется кнопка вызова сотрудника |
6 | предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика | Не имеется |
7 | соответствие транспортных средств, используемых для предоставления услуг населению, требованиям их доступности для инвалидов | Не имеется |
8 | обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации | Не имеется |
9 | наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры | Не имеется |
10 | адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) | Не имеется |
11 | обеспечение предоставления услуг тьютора | Не имеется |
12 | иные | Не имеется |